Леонардо да Винчи
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Купол


(от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка)

Купол Флорентийского собора Пространственное покрытие различных сооружений, имеющее форму сегмента шара, параболоида или другой поверхности вращения. Купольные конструкции перекрывают преимущественно постройки многоугольных, круглых, эллиптических форм и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.  Проектируются купола не в частных, а в общественных и культовых постройках: храмах и пр. Купола возводятся из камня, кирпича, бетона, в 20 в. - из железобетона, дерева, металла (стальной каркас с остеклением).

Пантеон.

Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, изготовили его примерно в 128 году нашей эры. Первый крупный купол, сохранивший первенство по величине пролета, был возведен над круглой в плане ротондой диаметром 43 м. В его вершине оставлено круглое отверстие диаметром почти 9 м., т.н. окулюс ("око", "глаз"). Основным материалом конструкции купола является кирпич. В основе конструктивной системы купола кирпичные полуарки, поднимающиеся из толщи цилиндра стен к внешнему кольцу окулюса. Между полуарками расположены горизонтальные ряды арочек, которые членят купол на сферические трапециевидные поверхности, заполненные кирпичной кладкой. В интерьере кессонированная поверхность купола отвечает конструктивной схеме, хотя врезанные в поверхность квадратные углубления-кессоны не совпадают с конструктивными ребрами.

Поскольку горизонтальный распор купола распределен равномерно, кольцо основания образует идеальную опору. Стена Пантеона шестиметровой толщины, с ее глубокими, архитектурно оформленными нишами, выполнена из бетона. Несмотря на то, что римляне применяли полукупол для перекрытия апсид с их полукруглой опорной стеной, они так и не нашли способа возведения купола над иной, чем круг, архитектурной формой.

Храм Св. Софии.

Храм Св. Софии (Стамбул)Второй по диаметру купол был возведен над собором Св. Софии, построенном в Константинополе в 532-537 г. при императоре Юстиниане. Купол диаметром 32 м. возведен над квадратным в плане основанием посредством составления четырех огромных арок с устройством в углах сферических треугольников, или парусов, верхняя часть которых образует опорное кольцо купола. Огромный вес самого купола, поддерживающих арок и парусов несут четыре мощных столба в углах квадрата, от которого в две стороны открываются двухъярусные галереи, а с двух других пристроены огромные, диаметром 33 м., апсиды. Эти апсиды, перекрытые полукуполами, и контрфорсы, подпирающие галереи, удерживают свод. Внутренняя поверхность купола покрыта многоцветной мозаикой. Ни один византийский храм не может сравниться с собором Св. Софии размерами и великолепием убранства; позднейшие византийские церкви перекрыты группами куполов меньших размеров, возведенных над квадратными в плане помещениями с помощью парусов на общем плане в форме греческого креста.

Флорентийский собор.

Строители романской или готической эпохи, сосредоточившись на проблемах возведения сводов, почти не пользовались куполом. Однако с возрождением римских форм в эпоху Возрождения купол был "открыт" заново и сразу же приобрел первостепенное значение. Первый крупный ренессансный купол был воздвигнут над восьмигранным барабаном Флорентийского собора в 1420-1434 г. Архитектор Филиппо Брунеллески избрал заостренную форму купола, учитывая, что он создаст меньший горизонтальный распор. Из углов восьмигранного барабана диаметром 42,2 м. он поднял 8 главных ребер, подняв между ними 16 вспомогательных ребер. Сходясь наверху, эти ребра сформировали структуру свода и его окулюс. Главные ребра несут не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны "цепями" из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Цепи принимают на себя распор, что позволило обойтись без контрфорсов барабана.

Собор Св. Петра в Риме.

Мечеть Ахмеда (Стамбул)Второй крупнейший купол Ренессанса возведен над перекрестьем нефов величественного собора в Риме по проекту Микеланджело, работавшего на строительстве собора с 1546 г. до своей смерти в 1564 г. Имея заостренную форму, выполненный из кирпича купол усилен в основании массивной железной цепью, составлен из двух оболочек и увенчан "фонарем" над окулюсом.

Собор Св. Павла в Лондоне.

По диаметру пятый в мире купол сооружен над трансептом лондонского собора св. Павла по проекту Кристофера Рена. Восьмигранное основание перекрыто сначала внутренним куполом диаметром 34 м., с окулюсом (диаметр 6 м.) в вершине. Над окулюсом возведен кирпичный конус, посредством промежуточных железных конструкций поддерживающий внешний купол. Этот внешний купол (выполнен из дерева, покрыт листовым свинцом) и виден снаружи. В форме купола собора св. Павла Рен достиг и гармоничности интерьера, и эффектности наружного облика.

Другие примеры.

В ряде мусульманских стран, например в Турции, Иране или Пакистане, как правило, над залами мечетей и над мавзолеями использовались купола прихотливых очертаний. Среди куполов этой группы следует упомянуть мечеть Сулеймана I (диаметр 26 м.), мечеть Ахмеда в Константинополе, беломраморный купол мавзолея Тадж-Махал в индийской Агре или мавзолей Гол-Гумбаз в индийском Виджапуре.

Круглые или граненые купола сооружались над крупными общественными зданиями и в 19 в. (здание рейхстага в Берлине), и в 20 в., когда модернизацией конструкции купола занялись крупные мастера, такие как Ричард Бакминстер Фуллер или Пьер Луиджи Нерви, сетчатые конструкции которых перекрывают пространства диаметром более 100 м. В наше время единственным препятствием для сооружения куполов диаметром до 500 м. являются соображения экономической целесообразности.

Дом инвалидов (Париж)
Дом инвалидов. Париж.

Разрез купола римского Пантеона
Разрез купола
римского Пантеона.

Собор Св. Петра (Ватикан)
Собор Св. Петра.
Ватикан.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.