Леонардо да Винчи
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эскиз


(по-французски esquisse)

Колодник с дубиной (Л. да Винчи)Набросок, фиксирующий замысел литературного или художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В литературе эскиз может рассматриваться как подготовительная работа в создании художественного произведения, может рассматриваться и как нечто самостоятельное.

В литературном значении эскиз сопровождает всякую почти литературную работу. Об этом свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении черновики писателей. Пушкин имел обыкновение заносить на бумагу предварительный план задуманных работ. Рукописи Достоевского хранят по нескольку набросков к одному роману.

Эскизы писателей свидетельствуют о том, что в момент их создания замысел произведения не был еще достаточно отчетлив: в них отображены многочисленные переделки и изменения. Хотя эскиз, в значении подготовительного наброска к произведению, неминуемо сам должен уже обладать некоторыми художественными достоинствами, но, по существу своему, он относится скорее к области психологии творчества, чем к теории словесного искусства.

Эскиз, как самостоятельное художественное произведение, обладает и самостоятельными чисто художественными особенностями. Подобного рода произведения наиболее характерны для наших дней, и распространение этого литературного жанра, несомненно, связано с принципами импрессионизма.

В области литературно-исследовательской примером подобного рода эскизов может служить «Книга масок» Реми де-Гурмон, где даются в немногих основных линиях общие очертания ряда современных поэтов. В русской литературе таким примером может служить книга Айхенвальда «Силуэты русских писателей» (где даже самое название это подчеркивает эскизный характер письма). Исходя из мысли, что литературное произведение существует лишь в восприятии, что его эффекты рождаются из контакта писателя и читателя, Айхенвальд утверждает неизбежную субъективность всякого критического исследования. Благодаря этому, критика и не может никогда претендовать на окончательное, неизменное значение. Сознательно применяемый субъективный метод приближает наброски Айхенвальда к типу художественных набросков. Эта близость подчеркивается и самой формой «силуэтов»: считая работу критика продолжением работы поэта, Айхенвальд пользуется, как материалом, не только идеями, но и образами и словарем, какие он находит у того или иного из рассматриваемых авторов. Это — наиболее испытанный и действенный прием художественно-критического эскиза.

В области художественной прозы образцом эскиза могут служить импрессионистические построенные стихотворения в прозе И. Анненского («Посмертные стихи», 1923 г.).

Голова дракона (Леонардо да Винчи)В области стихотворных форм эскизами можно назвать большинство лирических пейзажей Верлена. И для того, и для другого характерна туманность, неопределенность образов и полное почти отсутствие внешнего, объективного сюжета. Так, импрессионистические эскизы Верлена являют очевидное преобладание статики: восприятие поэта медлит на одних и тех же линиях и красках. Наиболее отчетливый у него пример — пьеса: Dans l’interminable ennui de la plaine, перед нами чисто живописное задание — равнина, покрытая снегом, над нею — тусклый, с медяным оттенком свод неба, на горизонте мутно серые очертания леса, и надо всем поникло бледное лицо умирающего месяца: пейзаж неподвижный, застывший.

Эскиз встречается в художественной литературе и как часть крупного произведения: эскизом можно назвать некоторые описания и характеристики, например, у Гоголя.

Для художника эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Эскизы недорогие и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Пастель или карандаш более предпочтительны для эскизов из-за ограничений времени, в более широком значении слова быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. Художники часто используют ластики при рисунке, чтобы удалять грубые строительные линии, или, чтобы смягчать линии для визуального эффекта.

Леонардо да Винчи и Эдгара Дега — два примера художников, эскизы которых стали объектами искусства.

На диване (Э. Дега)
На диване. Э. Дега.

Лошади (Э. Дега)
Лошади. Э. Дега.

Крыло для летательного аппарата (Леонардо да Винчи)
Крыло для летательного аппарата.
Леонардо да Винчи.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.