ГИДРАВЛИКА И ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Страница 1
1-2-3
«Вода — движущая сила природы».
Леонардо да Винчи
Вода завораживала да Винчи всю жизнь и вдохновила его на многие изобретения в области гидравлики. В детстве Леонардо любил наблюдать за течением речки неподалёку от своего родного городка Винчи в Тоскане. Позже он спроектирует планы укрощения рек и управления ими, системы водоотвода для защиты городов от наводнений.
Леонардо верил в то, что именно вода является движущей силой природы. Изучая волны и воздушные потоки и создавая наброски по своим наблюдениям, Леонардо пытался провести аналогии между движением воды и движением потоков воздуха.
Леонардо работал преимущественно в Милане и во Флоренции. Оба города располагались недалеко от моря. Он занимался изучением уже существовавших на тот момент гидравлических устройств, пытаясь усовершенствовать их и предложить новые решения. Одной из его крупнейших разработок стал проект по отведению русла реки Арно от часто затопляемой Флоренции. Да Винчи был убеждён в том, что сумеет изменить течение реки таким образом, чтобы соединить Флоренцию с морем. Проект был начат в 1503 году, однако вскоре учёный отказался от его осуществления.
Самыми известными изобретениями Леонардо в этой области стали гидравлическая пила, водолазный костюм, двухкорпусное судно, колёсное судно и спасательный круг. Фантазия да Винчи была столь велика, что именно ему принадлежат проект первой подводной лодки и описание тактики подводной атаки на неприятельское судно.
Подвесной мост
CODEX ATLANTICO. F. 312 R-A.
Подвесной мост (верхний рисунок) предназначался для быстрого перекидывания к другому берегу реки силами солдат с использованием канатов и лебедок.
Во время атаки или отступления войска солдаты могли с лёгкостью построить такой мост и разобрать после перехода на другой берег.
В проекте был использован принцип напряжения и сопротивления, который можно встретить и в других работах да Винчи.
Устройство подвесного моста схоже с устройством висячего, в котором основная несущая конструкция выполнена из кабелей или канатов и не требует дополнительных опор.
Нижний рисунок изображает разводной мост, перекидывание которого осуществлялось за счёт канатов и колёс, а также лебедок и металлических валиков.
 Подвесной мост
|
Колесная лодка
MANOSCRITTO B. F. 83 R.
В те времена моря и реки были самыми эффективными средствами сообщения.
Такие города, как Милан и Флоренция, были полностью зависимы от наличия быстрых и надёжных лодок, с помощью которых можно было с лёгкостью переплывать реки. Леонардо создал рисунок колёсной лодки с лопастями, схожими по форме с плавником рыбы.
Человек должен был вращать ногами две педали.
По принципу возвратно-поступательных движений педали приводили в движение гребное колесо, которое начинало вращаться против часовой стрелки, и таким образом судно двигалось вперёд.
Рисунок Леонардо демонстрирует лишь общий принцип работы лодки.
 Колесная лодка
|
Снаряжение для подводного плавания
CODEX ATLANTICO. F. 333 V.
Предшественники Леонардо уже разрабатывали устройства, позволяющие человеку дышать под водой.
Проект Леонардо представлял собой усовершенствованную модель.
Костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи и был снабжён усиленной обшивкой, что защищало воздушную подушку от глубоководного давления.
Гибкая тростниковая трубка с кожаными соединениями была укреплена металлическими спиралями.
Трубка обеспечивала ныряльщика воздухом, а специальные клапаны регулировали забор и выпуск воздуха.
Дыхательная трубка была снабжена плавающим на поверхности воды устройством, служившим своего рода буйком.
Леонардо полагал, что водолазный костюм позволит ремонтировать обшивку кораблей под водой, а также атаковать вражеские судна, оставаясь незамеченными.
К оглавлению
1-2-3
 Женский портрет |  Орнитопер |  Система оттяжек рычагов и соединений |