Леонардо да Винчи
 


Грани творчества

26sБитва при Ангиари.

В 1503 году Леонардо попроси­ли написать большую фреску для Палаццо Веккьо во Флорен­ции - на сюжет состоявшейся в 1440 году битвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану. В 1504 году Микеланджело получил анало­гичный заказ на фреску «Бит­ва при Кашине», посвященную победе флорентийцев над пи-зайцами в 1364 году.

Начавше­еся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном сче­те, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспе­риментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту рабо­ту. Микеланджело, приглашен­ный в 1505 году в Рим папой Юлием. И, также прекратил работу. К счастью, сохрани­лись копии рисунков как Лео­нард), так и Ми­келанджело.

12Человеческое тело

Леонардо восхищался человеческим телом и, практи­чески занимаясь анатомией, знал его лучше любого ху­дожника своего времени (см. его набросок сердца и кро­веносных сосудов, внизу). При этом художник тяготел к крайностям, создавая либо прекрасные, либо уродли­вые образы («Пять гротескных голов»).

Один из рисунков Леонардо (в самом низу слева) иллюстрирует мысль римского архитектора Вытр о том, что фигуру человека с распростер­тыми руками можно с абсолютной точностью впи­сать как в круг, так и в квадрат.

Воспевший Мадонну

Во времена Леонардо самой популярной темой искусства была Мадонна. Этим образом Леонардо был по-настоящему очарован, снова и снова возвращаясь к не­му. Эти возвращения обусловливались тем, что взгляд художника на то, как следует изображать Марию, менялся.

В ранних работах - таких, как «Поклоне­ние волхвов», 1481-82 (вверху) и «Мадон­на с гвоздикой», ок. 1473 (справа), - Мать Иисуса написана юной, исполнен­ной свежести и невинности, женщиной. Позднее в ее образе добавилось зрелости и статичности, и она стала напоминать более Царицу Небесную, нежели земную мать.

Графическая мысль

Итальянский искусствовед Адольфо Вентури так писал о рисунках Леонардо: «Рисунок для Леонардо подобен букве, сло­ву, фразе. Проводя линию карандашом, углем или пером, художник говорит. Его письмо следует за ходом мысли, выявля­ет взгляд мастера на природу вещей».

В своих работах Леонардо тщательно прорабатывал каждую деталь (будь то цветок или травинка), добиваясь наибольшей выразительности. Об этом напряженном творческом поиске мы имеем представление, благодаря до­шедшим до нас многочисленным зари­совкам и другим графическим штуди­ям великого художника. Каждая из них - бесценное свидетельство образа мысли Леонардо.

29aТехнические чертежи

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно не­мыслимые для того времени, - например, что-то вроде экскаватора (слева). Художник мечтал построить лета­тельный аппарат (вверху), но мечта его была невыполни­ма за отсутствием достаточно мощных двигателей. Не­которые проекты Леонардо довольно забавны.

Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирает­ся в сосуд, а когда тот окажется переполненным, начина­ет выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам са­мого Леонардо, «немедленно проснется, чтобы приступить к делам». Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздни­ков, но эти приспособления были настолько недолговечны­ми, что от них, разумеется, не осталось и следа.


Осветительный прибор, или прожектор

Переносная пианола

Часовой механизм



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.