Леонардо да Винчи
 


Детские годы и юность. Страница 1

1-2

          Леонардо да Винчи родился в апреле 1452 года в небольшом селении Анкиано близ городка Винчи как внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи. Мать его, Катерина, вскоре вышла замуж и ушла из жизни своего сына. Отец Леонардо взял его к себе в дом, заботился о нем и дал ему образование.
          Однако Пьеро да Винчи был очень занят своими делами и не мог направлять стремления сына. По существу маленький Леонардо был почти полностью предоставлен самому себе. Столь ранняя самостоятельность сделала его несколько замкнутым. Он жил в мечтах, внимательно наблюдая живописную природу и жизнь родного Винчи. Быть может дед его, Антонио, оказывал на него в детские годы то направляющее влияние, которого не мог дать ему отец.
          Леонардо было около 14 лет, когда умерли его дед и мачеха. Отец его, Пьеро, вскоре снова женился и перебрался вместе с семьей во Флоренцию. Здесь Леонардо получил более широкие возможности для своего развития, чем в захолустном Винчи. Вероятно в 1467 году, когда Леонардо было 15 лет, отец отдал его в ученье в мастерскую Андреа Верроккьо — знаменитого живописца и ваятеля.
          Новая жизнь началась для юного Леонардо. Он попал в один из творческих центров Флоренции, где передовое искусство того времени создавалось под руководством крупного мастера и большого человека.
          Ювелир, резчик, скульптор, живописец, инженер и музыкант, Верроккьо был превосходным наставником для юного Леонардо. Однако и ученик стоил учителя. Леонардо быстро овладел всеми знаниями и творческими приемами своего учителя.

1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
7 8 9 10 11 12
Рис. 1. Известные и предполагаемые портретные изображения Леонардо да Винчи
1 — портрет Леонардо на титульном листе трактата Вазари (1568 г.);
2 — портрет Леонардо работы Пьетро да Новарра (1510 г.);
3 — портрет Леонардо работы Амброджо да Предис (1498 г.);
4 — предполагаемый автопортрет из «Поклонения волхвов»;
5 — Леонардо в виде архангела Михаила на картине художника Франческо Боттичини;
6 — Леонардо в виде Давида — бронзовая статуя Верроккьо;
7 — пропорции человеческого лица (1498 г.); предполагаемый автопортрет Леонардо;
8 — эскиз апостола к «Тайной вечере» (1496 г.); предполагаемый автопортрет Леонардо;
9 — Микельанджело; изображение Леонардо, изучающего анатомию (1500 г.);
10 — Леонардо в виде Платона на картине Рафаэля «Афинская школа» (1509 г.);
11 — Леонардо в виде царя Давида на картине Рафаэля «Диспут» (1509 г.);
12 — изображение царя Соломона на дверях флорентийского Баптистерия (Гиберти, 1440 г.); тип мудреца, сложившийся во флорентийском искусстве задолго до Леонардо. По книге Л. Гольдшнейдер «Леонардо да Винчи», Лондон, 1948 (на англ. языке)

          Леонардо принимал самое деятельное участие во всех работах мастерской Верроккьо; предполагают, что иногда он сам служил моделью для скульпторов и живописцев, в частности для одной из крупнейших скульптурных работ Верроккьо — статуи юного Давида1 (рис. 1). Если это предположение правильно, то до нас дошли превосходные изображения юного Леонардо. На картине художника Франческо Боттичини «Юный Товий с ангелом», хранящейся в галерее Уффиций во Флоренции, юный Леонардо изображен в виде архангела Михаила в латах, с обнаженным мечом в одной руке и сферой в другой (рис. 2). Наряду с мастерской Верроккьо школой для Леонардо, как и для большинства художников того времени, служила знаменитая капелла Бранкаччи при церкви дель Кармине, где один из гениальных мастеров живописи раннего Возрождения Мазаччо написал фрески на темы из жизни апостола Петра, бывшие предметом всеобщего удивления. Их изучали все знаменитые впоследствии сверстники Леонардо. Сюда приходили делать зарисовки и Микельанджело, и многие другие художники.
Рис. 2

Рис. 2.
Леонардо да Винчи
в виде архангела
Михаила на картине
Франческо Боттичини (?)
 

          Недаром первый историк искусства эпохи Возрождения, сам художник, Вазари писал в своих жизнеописаниях: «Труды Мазаччо заслуживают бесконечных похвал и, главным образом, потому, что своим мастерством он дал направление прекрасной манере нашего времени»2. Вазари пишет также, что «вещи, созданные до Мазаччо, можно считать написанными, его же вещи в сравнении с работами других живы, правдивы и естественны»3.
          фрески Мазаччо были новым словом в развитии реалистического искусства, которое побеждало тогда в борьбе со старыми, средневековыми, условными формами искусства.
          Одной из важных особенностей того времени было то, что искусство развивалось в теснейшей связи с развитием науки. Художники стремились использовать для своего творчества все достижения передовой науки и сами двигали ее вперед.
          Еще Брунеллеско, друживший с известным математиком и географом Тосканелли, разрабатывал теорию живописной перспективы. Дальше пошли Учелло и особенно Пьеро делла Франчески. По этому же пути пошел и Леонардо.
          «Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи», — писал позднее Леонардо4.
          В мастерской Верроккьо Леонардо мог ознакомиться с геометрией и теорией перспективы, широко применявшейся художниками того времени, а также с теорией пропорций, без которой не обходилось изучение человеческой фигуры.
          Франческо ди Джорджо Мартини, сиенский художник, современник Леонардо, пишет в начале своего трактата об архитектуре: «Евпомп македонский, уважаемый математик, говорил, что никакое искусство не может быть совершенным без арифметики и геометрии»5.
          Эта мысль характерна почти для всех художников кваттроченто, которые старательно изучали математику и применяли ее к искусству, ибо его основой они считали надлежащую меру. Свои математические знания Леонардо расширял, вращаясь в кругу ученых, группировавшихся вокруг Паоло Тосканелли. Упоминание об этом мы находим в дневниках Леонардо (Атлантический кодекс, лист 12).
          Его серьезные познания в механике также не могут быть полностью объяснены обучением в школе Верроккьо. И тут, вероятно, не обошлось без общения с учеными, но кто сообщил ему такие обширные знания в области механики, остается неясным. В своих записях Леонардо точно определяет, что нужно знать художнику. Он говорит, что во избежание ошибок необходимо: «быть прежде всего хорошим перспективистом, затем ты должен обладать полным знанием мер человека и других животных, и, кроме того, — быть хорошим архитектором, то есть знать все то, что относится к форме построек и других предметов, находящихся над землею; а форм этих бесконечно много, и чем больше ты их будешь знать, тем более похвальна будет твоя работа; те же, в которых ты не напрактиковался, не отказывайся срисовывать с натуры» (Ашбернхэм I, лист 28).
          реалистическое направление, развивавшееся в искусстве того времени, толкало Леонардо в самую гущу жизненных интересов. Он не удовлетворялся уже ролью созерцателя жизни, но стремился принять в ней живейшее участие.
          В 1467 году, когда он поступил в мастерскую Верроккьо, сняты были леса с фонаря, увенчавшего купол флорентийского собора, и это сооружение, которым была открыта эпоха Возрождения в области архитектуры, впервые предстало перед глазами флорентийцев в своем завершенном виде. Грандиозный дворец Питти заканчивался постройкой на холмах за Арно. Слава выдающихся зодчих Брунеллеско, Микелоццо, Альберти гремела тогда во Флоренции. Все это не могло не оказать влияния на талантливого юношу. С тех пор всю свою жизнь стремится он к работе над разрешением крупнейших инженерных и архитектурно-строительных проблем, настолько, что часто забрасывает кисть ради циркуля и оставляет живопись ради разработки инженерных вопросов.
          В те дни в промышленной и торговой жизни Флоренции намечался кризис.


          1См. статью: G. Nicodemi „Das Bildnis Leonardos". В кн. "Leonardo da Vinci", изд. 3-е, Берлин (без даты).
          2Д. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих..., т. II, М.-Л., 1933, стр. 248.
          3Там же.
          4Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. 1. М.— Л., 1935.
          5Эти слова принадлежат не Евпомпу, а Памфилу из Амфиполиса, основателю Сикионской школы живописи.

1-2

Предыдущая глава.


Одометр

Переключатель скоростей

Изучение отпечатков пальцев



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.