Леонардо да Винчи
 


Первые работы во Флоренции. Страница 1

1-2

          Переход к практике был нелегким для Леонардо. Он не хотел, подобно другим мастерам, писать ремесленные произведения, ради денег угождая вкусу заказчика. Из каждой поручаемой ему работы он стремился сделать чудо искусства, вкладывая в нее свой труд и талант без всякой меры и далеко не всегда получая одобрение заказчика, ожидавшего не того, что делал Леонардо.
          Его согражданам было непонятно, почему он выполняет так мало работ, почему одинокие размышления над неосуществляемыми проектами он предпочитает реальной практической работе. И они нередко высказывали ему свое удивление. Однако личное очарование Леонардо было так велико, что всякое злословие смолкало, когда он появлялся в обществе.
          Анонимный биограф Леонардо объясняет немногочисленность исполненных Леонардо работ тем, что он никогда не был доволен собой. Так или иначе, но во флорентийский период жизни и творчества Леонардо им было выполнено лишь несколько картин. В том числе им была выполнена необычайная композиция: на круглом деревянном щите, комбинируя члены тела самых отвратительных животных, он изобразил фантастическое чудовище, стремясь, чтобы оно производило такое же впечатление, какое вызывала голова легендарной Медузы.
          Первое изображение Мадонны, выполненное Леонардо, принадлежавшее впоследствии папе Клименту VII, отмечалось современниками как замечательное некоторыми особенно удачными деталями (графин с водой и цветы). Картина эта не сохранилась, так же как и щит с чудовищем.
          Для друга своего Антонио Сеньи Леонардо сделал рисунок Нептуна на колеснице, влекомой морскими конями. Сохранился черновой эскиз, свидетельствующий о могуществе фантазии Леонардо и необычайной силе его художественного гения (рис. 3).

Рис. 3. Рис. 4. Рис. 5.
Рис. 3.
Нептун.
Рисунок Леонардо
Рис. 4.
Ландшафт в Тоскане,
первый датированный
рисунок Леонадро (1473 г.)
Рис. 5.
Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа).
1478—1479 гг.
Гос. Эрмитаж в
Ленинграде.
 
          К 1473 году относится первый датированный им рисунок, на котором стоит каллиграфическая подпись Leonardo. Это — величественный необозримый тосканский горный ландшафт (рис. 4). В нем отражен великий дух художника, колоссальные замыслы которого не замыкались ни в какие границы.
          Еще в годы учения Леонардо бывал в садах Медичи, где также была создана художественная школа, воспитавшая многих выдающихся ваятелей. Позже, в 1478 году, Лоренцо Медичи заказал ему образ Мадонны со святыми, работа эта не была закончена Леонардо. Дело ограничилось набросками; о заказе забыли, так как вскоре разразился заговор Пацци против Медичи. Джулиано Медичи был убит; Лоренцо успел бежать и при помощи своего войска схватил заговорщиков. Последовала жестокая расправа. Все Пацци были казнены. В рисунках Леонардо сохранился набросок, изображающий повешенного убийцу Джулиано Медичи — Бандини деи Барончелли, бежавшего после заговора в Стамбул, но выданного султаном. После заговора Пацци жизнь во Флоренции резко изменилась. Власть Медичи стала тиранической. К тому же стал назревать подготовлявшийся всем ходом истории экономический кризис. Жить стало труднее, спрос на работы художников уменьшился. Крупнейшие архитекторы, которых кризис коснулся раньше всех, уже перекочевали в другие города Италии. Не стало больше и веселых празднеств, общественная жизнь стала замирать. Сами Медичи большую часть времени проводили вне города, на своей вилле в Кареджи; здесь на лоне природы они стремились забыть о тяжких и жестоких делах, которых требовало от них правление городом. Вероятно, к этому времени относится стихотворение Лоренцо Великолепного, зовущее к бегству из города на лоно природы и начинающееся словами: «Ищи, кто хочет, роскоши и высоких почестей, Создавай площади, храмы и величественные здания, Славы ищи и сокровищ, которые сопровождаются Тысячей тяжких мыслей, тысячей скорбей...»
          Положение Леонардо во Флоренции стало особенно тяжелым. На поддержку отца, у которого появились другие дети, он уже не мог рассчитывать, да и достоинство его требовало самостоятельности.
          В 1478 году Леонардо начал писать две картины (запись в его дневнике). Можно предполагать, что одна из них — известная по нескольким рисункам «Мадонна с кошкой», а другая — замечательная «Мадонна с цветком» (иначе — «Мадонна Бенуа» — рис. 5), в которой изображено счастье юной матери, играющей со своим сыном. В июле 1481 года монастырь Сан Донато поручил Леонардо написать образ на тему «Поклонение волхвов». От этой большой работы сохранилось много эскизов с перспективными построениями и набросками фигур. На деревянной доске сохранилась сильно продвинутая вперед картина, которая осталась незаконченной из-за отъезда Леонардо в Милан.
          Ранние мадонны Леонардо сильно отличаются от работ его современников. Он изображает не пышно одетых знатных дам, на минуту оторвавшихся от светской жизни, чтобы полюбоваться своим очаровательным младенцем, но простых женщин, счастливых своим материнством. Он ничуть не идеализирует свою натуру и тем сильнее заставляет нас переживать ее чувства.
          То же самое видим мы и в его незаконченной картине «Поклонение волхвов», где не цвет флорентийского общества собрался приветствовать владычицу мира, а простые, даже грубые люди столпились вокруг некрасивой женщины, сияющей счастьем материнства. И сами волхвы, приносящие дары младенцу, изображены не как исполненные достоинства цари, но как простые старцы, преклоняющиеся перед новой жизнью, образом которой служит лишенный всякой идеализации, живо изображенный младенец. Леонардо не прикрашивает натуру, но внимательно изучает ее характерные черты (рис. 6, 7, 8).

Рис. 6. Рис. 7. Рис. 8.
Рис. 6.
Перспективный рисунок Леонардо
к «Поклонению волхвов»
(около 1481 г.)
 
Рис. 7.
Эскиз к «Поклонению волхвов».
Рисунок пером.
Париж, Лувр.
 
Рис. 8.
Деталь картины
«Поклонение волхвов».
Мадонна с младенцем.
 
          Для понимания творческого метода Леонардо существенно то, что он на эскизах рисует мужские фигуры, как это делали античные художники, нагими, а затем уже на картине изображает их в одеждах.

1-2

Предыдущая глава.


Изучение отпечатков пальцев

Устройство для нарезки винтов (деталь)

3



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.