Леонардо да Винчи
 


Первые работы во Флоренции. Страница 2

1-2

          Сохранившиеся многочисленные эскизы к мадоннам Леонардо представляют исключительный интерес. В них раскрываются черты творческого метода художника, отвечающие сохранившимся высказываниям в его записях (рис. 9).

Рис. 9. Рис. 10. Рис. 11.
Рис. 9.
Эскизы Леонардо.
Изучение выражений
человеческого лица.
 
Рис. 10.
Профиль лица.
Фрагмент листа № 12276
виндзорского собрания.
 
Рис. 11.
Фрагмент оборота
листа № 12276.
 
          «Как фигуры часто похожи на своих мастеров!» — пишет Леонардо.
          Рассуждая «о величайшем недостатке живописцев», Леонардо указывает, что этот недостаток заключается в том, что они повторяют те же самые движения, те же самые лица и покрой одежд в одной и той же исторической композиции и в том, что большую часть лиц они делают похожими на себя самих. «Это много раз вызывало мое изумление, — говорит он, — так как я знавал живописцев, которые во всех своих фигурах, казалось, портретировали самих себя с натуры, и в этих фигурах видны движения и манеры их творца»1.
          Эскизы к мадоннам и к «Поклонению волхвов», а также и другие его рисунки показывают, что Леонардо десятки раз изображал одно и то же лицо с различными выражениями, меняя его характерные черты. То он увеличивает лоб, то удлиняет нос, то развивает подбородок, настойчиво преследуя цель овладеть выражением лица; подобным же образом старается он овладеть движениями фигуры. На замечательном листе эскизов № 12276 виндзорского собрания мы видим, как Леонардо дважды изображает маленького Иоанна в его порывистом движении к мадонне, стоящей на коленях и держащей младенца. Многократно повторяются очертания юношеских и девических лиц (рис. 10). Сопоставляются рядом очерки лиц девушки и юноши, старухи и ребенка, имеющих одинаковые типические черты. На обороте листа (рис. 11) — те же очертания лиц юношей и девушек и, кроме того, еще лицо старика с резкими чертами в различных вариантах.
          В работе «Анатомия и искусство» Феличе Бьяджи обращает внимание на значение этого листа для понимания творческого метода Леонардо2.
          В свете приведенных высказываний Леонардо этот метод и этот лист приобретают особое значение, на которое мы считаем нужным указать. По словам Леонардо, живописец «должен защищаться всем своим обучением, чтобы в создаваемых им фигурах не впадать в те же самые недостатки, которые свойственны ему самому. И знай, что с этим пороком ты должен больше всего сражаться, ибо это такой недостаток, который родился вместе с суждением. Ведь душа, госпожа твоего тела, и
          есть то, что является твоим собственным суждением, и она охотно наслаждается созданиями, похожими на то, что она создала при составлении своего тела»3.
          11. Фрагмент оборота листа № 12276
          Леонардо никогда не создавал теории ради нее самой. Он указывал, что истинна только та наука, которую опыт заставил пройти через врата чувств. Все его теории являются отражением его практики. Поэтому мы вправе видеть в указанных эскизах, столь систематически и настойчиво повторяющих изображения одного и того же лица, преобразующегося из юношеского Б девическое или в лицо зрелого мужчины, стремление преодолеть повторение своего лица в обликах всех персонажей своей картины.
          Среди лиц, повторяющихся на эскизах виндзорского листа № 12276, мы видим одно, изображенное в профиль, значительно лучше прорисованное, нежели все остальные. Это лицо кудрявого молодого человека носит характер портретного изображения, тогда как почти все остальные — только беглые очерки.
          Сравнивая это лицо с известными юношескими изображениями Леонардо, мы видим, что оно очень похоже на профиль самого Леонардо, послужившего моделью для статуи «Давид» Верроккьо. Можно предположить, что, стремясь преодолеть «величайший недостаток живописцев»—повторение своих черт в творимых образах, он отправлялся от своего облика в профиль, изображенного в зеркале. Сказанное подтверждается также тем, что Леонардо был левшой: вся штриховка на его рисунках наносилась слева направо (все его записи написаны справа налево), и, естественно, что он изображал себя, смотря в расположенное справа зеркало, в котором отражался из другого левый профиль, тогда как всякий обычный человек поступил бы наоборот.
          В эскизах на указанном виндзорском листе мы встречаем только левые профили, как правило, идущие от исходного изображения, носящего характер портрета. Сказанное убеждает в том, что здесь мы имеет автопортрет Леонардо.

Рис. 12. Рис. 13. Рис. 13.
Рис. 12.
Профильное изображение
на эскизах Леонардо.
 
Рис. 13.
Профиль статуи «Давид» Верроккьо
в сравнении с портретом Леонардо
работы Амброджо да Предис.
 
          Лист этот датируется 1478 — 1480 годами, когда художнику было 26 — 28 лет. Это вполне отвечает изображенному молодому лицу. Несомненно и сходство его со старческим виндзорским портретом Леонардо, выполненным его учеником Амброджо да Предис (рис. 13).
          Найденное изображение Леонардо на пороге зрелости представляет исключительный интерес. Оно вполне убеждает нас в правдивости слов Вазари, говорившего про Леонардо: «он был так обаятелен, что влек к себе сердца людей»4.
          В возрасте 30 лет Леонардо отправился в Милан. Начинался новый, самый плодотворный период его творческой жизни.


          1Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М.—Л. Изогиз. 1934, стр. 499.
          2В кн.: Leonardo da Vinci, изд. 3-е, Берлин (без даты).
          3Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. 109.
          4Вазари. Указ. соч., стр. 93.

1-2

Следующая глава.


Подвесной мост

Домкрат (рисунок)

Часовой механизм



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.