Леонардо да Винчи
 


Первый Миланский период творчества. Страница 4

1-2-3-4-5-6-7-8-9

Рис. 35. Рис. 36. Рис. 37.
Рис. 35.
Дама с фероньеркой —
портрет Лукреции Кривелли(?).
 
Рис. 36.
Проект канала.
 
Рис. 37.
Кран для производства
земляных работ при постройке
каналов по проекту
Леонардо да Винчи.
 
          В 1495 году на фресках, исполнявшихся живописцем Монторфано в церкви Санта Мария делле Грацие, Леонардо написал изображения Лодовико Моро, его жены Беатриче и двоих сыновей их.
          В эти же годы им был написан портрет дамы, которую считают фавориткой Лодовико Моро Лукрецией Кривелли (рис. 35). Это — чисто реалистическое изображение. Художник не льстит своему оригиналу и изображает живую и выразительную, но несколько грубоватую фигуру новой фаворитки герцога.
          В сентябре 1494 года Леонардо, исполняя поручение Моро, принялся за работы по осушению и орошению земель герцога в Ломеллине, в окрестностях Милана (рис. 36 и 37). Здесь он соорудил на Мартезанском канале водную лестницу в 130 ступеней, смягчавшую стремительное падение воды, под напором которой там образовалось большое болото. «По этой лестнице, — говорит Леонардо, — сбрасывалось так много земли, что было осушено, т. е. заполнено, болото, а из болота получились превосходные луга». Одновременно он вел постройки в имениях Сфорца.
          Те проекты, которые он разрабатывал, возможно, в это время, носят совершенно практический характер. Таков его проект господской виллы, изображенный в кодексе «О полете птиц» (Библиотека в Турине), с лоджией на втором этаже (рис. 38). На том же листе Леонардо изобразил обработку углов здания. Схема большого дворца на берегу реки изображена на обороте листа 12292 виндзорского собрания. Это огромная пространственная композиция с аркадами в нижнем ярусе и мощными круглыми башнями по углам (рис. 39).

Рис. 38. Рис. 39. Рис. 40.
Рис. 38.
Проект виллы.
 
Рис. 39.
Дворец на берегу реки.
 
Рис. 40.
Дворец с башнями. Эскиз.
 
          Практическим является и предложенное им устройство огромной конюшни, которое он изложил в манускрипте В (лист 39). Он позаботился о том, чтобы помещение это было чистым и опрятным. Такие грандиозные конюшни, как предлагаемая Леонардо, были крайне необходимы потому, что лошадь была тогда основным средством передвижения. Из трактата Аверлино видно, что вельможи того времени полжизни проводили в седле; он рассказывает, излагая проект постройки замка, что герцог потребовал устройства таких пологих лестниц, по которым он мог бы скакать на коне до самого верха.
          Дворец с башнями, изображенный эскизно на листе 12591 виндзорского собрания, имеет классические ордерные формы на фасадах в сочетании с чисто крепостными башнями по углам (рис. 40).
          В Атлантическом кодексе (лист 78, оборот, «а») изображен загородный жилой дом с выступающими вперед крыльями и аркадами на первом этаже, свидетельствующий о большом композиционном мастерстве Леонардо. Интересный проект дома с двойными стенами и с расположенными между ними лестницами изображен на обороте листа 12 манускрипта В (рис. 42). Там же на листе 15 изображены композиции сводов и очень интересная система деревянных стропил, перекрывающих квадратное в плане помещение, система, напоминающая современные шатровые конструкции (рис. 41)
          В целях экономии полезной площади Леонардо выдвигает идею двойной лестницы в одной лестничной клетке (манускрипт В, лист 68, оборот). Одна из этих лестниц предназначается для кастеллана, а другая для доставки провизии на дворцовую кухню, за которой во избежание отравы внимательно следило в те времена особое доверенное лицо.
          На листе 47 того же манускрипта В изображена лестничная клетка с четырьмя параллельно идущими лестницами. В манускрипте I, лист 56, изображен вид и план виллы (рис. 43).

Рис. 41. Рис. 42. Рис. 43.
Рис. 41.
Композиции сводов и
схема шатрового перекрытия.
 
Рис. 42.
Дом с двойными стенами
и с расположенными
между ними лестницами.
 
Рис. 43.
Вид и план виллы.
 
          Большой интерес представляет его идея проекта храма-театра, представляющая первую после средневековья попытку возрождения типа театрального здания (манускрипт В, лист 55, «а» - рис. 44).
          В Венеции хранится интересный выполненный Леонардо эскиз центрического здания мавзолея в виде круглого сооружения, расположенного на высоком искусственном холме (рис. 45).
          В этом проекте снова проявилась глубокая творческая самостоятельность Леонардо, который, вероятно, в период перестройки церкви Санта Мария делле Грацие (которую Лодовико Моро предназначал себе в качестве мавзолея) создал образ, исполненный глубокого своеобразия.
          В тесной связи с вопросами градостроительства стоят и многочисленные композиции центрических купольных зданий, которые мы находим у Леонардо.
          Интерес Леонардо к проблемам построения центрических купольных зданий непосредственно мог быть вызван его участием в сооружении Миланского собора, для которого, вероятно, по поручению Лодовико Моро, в 1487 году он разрабатывал проект купола над средокрестием (рис. 46).

Рис. 44. Рис. 45. Рис. 46.
Рис. 44.
Проект храма-театра.
 
Рис. 45.
Проект мавзолея.
 
Рис. 46.
Проект купола Миланского собора.
 

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Военный барабан

Вечный двигатель

Автомобиль



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.