Леонардо да Винчи
 


Первый Миланский период творчества. Страница 8

1-2-3-4-5-6-7-8-9

* * *

Рис. 79.
Рис. 79.
Тайная вечеря. Картина Леонардо да Винчи
на стене трапезной монастыря
Санта Мария делле Грацие в Милане.
 

          Первый миланский период жизни Леонардо завершился созданием величайшего его произведения — «Тайной вечери», написанной им на стене трапезной монастыря доминиканцев Санта Мария делле Грацие. работа над ней началась в 1495 году и длилась в течение 3 лет. Как показывают многочисленные рисунки, первоначальная композиция значительно отличалась от окончательной.
          Как всегда, Леонардо изучает и зарисовывает движения многочисленных нагих фигур, чтобы установить их взаимоотношения, и лишь в стадии окончательного выполнения, на поле картины, он изображает их в одеждах.
          Тяжело переживая трагические периоды сложной политической жизни своего времени, как, например, заговор Пацци во Флоренции, а также наблюдая сложные придворные интриги, нередко приводившие к удару кинжала или к применению яда, Леонардо всеми силами души ненавидел измену, предательство, от которых на его глазах погибали многие выдающиеся люди его времени и жестоко страдал весь народ. Итальянская же политика, полная неожиданностей и всяческих неурядиц, все более и более запутывалась, превращаясь в бессмысленную войну всех против всех, ибо в то время, в условиях наступавшего экономического кризиса, усиливалась раздробленность страны на мелкие враждующие государства.
          Эта ненависть к измене и предательству, игравшим такую мрачную роль в политической жизни страны, с гениальной силой запечатлена в композиции «Тайной вечери» (рис. 79).
          В просторном зале, изображенном на картине, за большим столом, занимающим весь передний план, в кругу своих учеников — апостолов сидит Христос; он изображен в тот момент, когда он только что произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня», и на его печальном лице отражается сдержанное волнение человека, уже примирившегося с мыслью, что ему придется пострадать за свои убеждения. Его слова вызывают сильное волнение среди его учеников, отражающееся в выражении их лиц, жестах и движениях. Леонардо сделал легко воспринимаемыми для зрителя эти жесты и движения, разделив апостолов на четыре группы по три человека. Каждый из учеников и каждая группа ярко охарактеризованы (рис. 80—82).

Рис. 80. Рис. 81. Рис. 82.
Рис. 80.
Тайная вечеря.
Центральная группа.
 
Рис. 81.
Тайная вечеря. Группа
на левом конце стола.
 
Рис. 82.
Тайная вечеря. Группа
апостолов справа от Христа.
 

          Бурное движение видим мы в группах правой части стола. Гнев, ужас, недоумение, возмущение, негодование отражаются на лицах. Кто может быть предателем? — это выражается в фигурах и жестах трех учеников, расположенных на краю правой части стола. Группы в левой части стола выражают сомнение, недоумение и отрицание. «Это не я» — выразительным жестом показывает один из апостолов.
          Предатель Иуда показан в сопоставлении с двумя самыми любимыми и верными учениками — в контрасте с порывистой фигурой Петра и мечтательным обликом Иоанна, в котором выражается страдание. Лица Христа и апостолов почти все хорошо освещены; свет падает на них откуда-то сверху. Только лик предателя — Иуды — темный, мрачный, несмотря на то, что он сидит лицом к свету. Темный лик Иуды может быть объяснен только стремлением Леонардо заклеймить предателя, правая рука которого как бы бессознательно хватается за мошну с деньгами, полученными за предательство, а левая, направленная к фигуре Христа, жестом противопоставления полностью выдает его измену.
          Маттео Банделло, писатель, живший в Милане в то время, когда Леонардо работал над «Тайной вечерей», оставил нам яркое свидетельство, характеризующее работу Леонардо. «Во времена Лодовико Сфорца Висконти, герцога Миланского, в Милане, в доминиканском монастыре делле Грацие, находились некоторые благородные лица. Тихо стояли они в трапезной монастыря, созерцая чудесную и знаменитую Вечерю Христа с учениками, которую писал тогда превосходный живописец, флорентинец Леонардо да Винчи. Он очень любил, чтобы каждый, смотрящий на его произведение, свободно выражал о нем свое мнение. Он имел обыкновение, и я сам не раз видел и наблюдал это, в ранний час утра подниматься на мостки, потому что Вечеря несколько приподнята над полом; он имел обыкновение, говорю я, от восхода солнца до темного вечера не выпускать из рук кисти и, забыв об еде и питье, писать непрерывно.
          Бывало также, что два, три и четыре дня он не притрагивался к кисти. Однако и в таких случаях он оставался в трапезной по часу или по два в день, предаваясь созерцанию и размышлению, причем, рассматривая свои фигуры, он подвергал их критике. Я видел так же, как увлекаемый какою-то прихотью или фантазией, он выходил в полдень, когда солнце было в зените, из старого дворца, где он лепил из глины своего изумительного коня, отправлялся прямо к монастырю «Грацие» и, взобравшись на мостки, хватал кисть, но, сделав один, два мазка по какой-нибудь фигуре, быстро уходил на свое место»1. Другой автор, Вазари, рассказывает, что настоятель монастыря приставал к Леонардо, прося его закончить произведение. «Ему казалось странным, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в раздумье. Он хотел бы, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде». Ничего не добившись, он пожаловался на медлительность Леонардо герцогу. Тот попытался воздействовать на Леонардо, который ответил, однако, что для завершения картины ему нужно написать голову Христа и Иуды, для которых он не может найти образцов на земле, но должен создать их своим воображением. Если же его будут торопить, то ему придется за образец для головы Иуды взять голову этого самого навязчивого настоятеля.
          После этого Леонардо оставили в покое и он мог закончить голову Иуды; что касается до головы Христа, то она так и осталась не вполне завершенной. Леонардо изобразил в облике Христа человека, мужественно готовящегося пострадать за свои убеждения; от него требовали большего — выражения черт божественности, чего он, всегда остававшийся на земле, даже при создании произведений на религиозные темы выполнить, не насилуя себя, не мог. Он остался верен себе. Картина не была закончена. Желая достичь большего художественного эффекта, Леонардо писал по штукатурке масляными красками. Смелый эксперимент этот оказался неудачным. Из стены выделялись соли, что погубило масляную живопись, и в настоящее время, несмотря на попытки реставрации, от «Тайной вечери» осталось лишь немногое. Картина начала портиться еще при жизни Леонардо, остановить ее разрушение оказалось невозможным. Это было трагедией для Леонардо.
          В 1499 году ему пришлось пережить еще одну тяжелую драму, французские войска Людовика XII, перейдя через Альпы, вторглись в северную Италию и заняли Милан. Герцог Лодовико Моро бежал, собрал свои войска и вновь овладел Миланом в феврале 1500 года, но снова был разбит французами и взят в плен. Когда миланский замок был занят французами, гасконские стрелки избрали мишенью для своих стрел глиняную модель конной статуи Сфорца, вылепленную Леонардо. Гениальное произведение было изуродовано. Некоторое время скульптура еще сохранялась, но гибель ее была предрешена, так как с пленением Моро не было никакой надежды на то, что она когда-нибудь будет отлита из бронзы. Так трагически завершился самый плодотворный период творческой жизни гениального мастера.
          В декабре 1499 года Леонардо со своим другом, ученым монахом Лукой Пачиоли и учеником Салаино уехал из Милана.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


Вечный двигатель

Автомобиль

Автоматический спусковой механизм



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.