Леонардо да Винчи
 


Мантуя — Венеция — Флоренция — Романья

          Выехав из Милана, Леонардо нашел временный приют в Мантуе у Изабеллы д'Эсте — сестры умершей в начале 1497 года жены Лодовико Моро — Беатриче. Здесь Леонардо выполнил два эскиза для портрета Изабеллы. Это была лишь временная остановка на пути в Венецию, куда Леонардо приехал вместе со своими спутниками в начале 1500 года. Пребывание в Венеции также было непродолжительным.
          Надежды Леонардо на возвращение в Милан не оправдались и вскоре он отправился из Венеции во Флоренцию, где не был целых l8 лет. уехав из родного города подающим надежды молодым художником, он вернулся обратно прославленным мастером, создателем «Тайной вечери», слава которого обошла всю Италию и распространилась далеко за ее границы. Поэтому Леонардо был хорошо принят во Флоренции и вскоре получил заказ на большую картину для алтаря церкви Аннунциаты.

Рис. 86. Рис. 87. Рис. 88.
Рис. 86.
Портрет
Джиневры Бенчи.
Галерея Лихтенштейна
в Вене.
 
Рис. 87.
Св. Анна
с Марией и младенцем.
Картон
Леонардо да Винчи.
 
Рис. 88.
План города Имола.
 
          В апреле 1501 года он закончил картон, на котором была изображена св. Анна с Марией и младенцем (рис. 87). По словам Вазари, этот картон «не только поверг в изумление всех художников, но, будучи окончен, привлекал в течение двух дней в комнату для осмотра мужчин и женщин, молодых и стариков, словно на какое-то торжественное празднество. Это было вызвано желанием взглянуть на чудеса Леонардо, которые совершенно ошеломили весь народ»1. В этой работе Леонардо флорентийцы были поражены, повидимому, человеческой красотой, раскрывающейся в образах Анны и Марии. Никто до Леонардо не умел с такой полнотой раскрыть глубину простых человеческих чувств и отношений и, всецело оставаясь на земле, по-своему интерпретировать евангельскую тему. Всякая религиозная тематика была, по-видимому, не по душе Леонардо, если она не связывалась у него с реальными жизненными проблемами, которыми горела его душа, как это было при создании «Тайной вечери». Поэтому он гораздо охотнее брался за портреты. Вероятно во время пребывания во Флоренции он написал замечательный портрет Джиневры Бенчи (рис. 86).
          На тождество этого портрета с портретом молодой женщины из Лихтенштейновской галереи в Вене указывает наличие на заднем плане можжевелового дерева (по-итальянски джинепре — намек на имя изображенной дамы), а также изображение на обороте картины венка с веткой того же можжевельника. Однако точной датировки этого портрета нет; возможно, что он был написан гораздо раньше.
          Пьетро Новеллара, поверенный мантуанской маркизы Изабеллы д'Эсте, желавшей получить от Леонардо какую-либо живописную работу, писал ей 3 апреля 1501 года, что Леонардо с увлечением предается занятиям геометрией и непостоянен в работе кистью.
          Леонардо хотелось применить на деле свои инженерные знания, однако попытки возбудить во Флоренции интерес к старому его предложению о соединении Флоренции с Пизой каналом не увенчались успехом, так как Флоренция воевала с Пизой.
          Естественно поэтому, что, Леонардо покинул Флоренцию, как только представилась реальная возможность заняться инженерным делом. Он поступил на службу к герцогу Цезарю Борджиа, сыну папы Александра VI, пытавшемуся основать большое государство в Романье путем уничтожения мелких феодальных владений силами папского войска.
          Снова Леонардо работал над проектами укреплений и снова обнаружил поразительную изобретательность.
          По поручению герцога, Леонардо отправился в Чезену, чтобы соединить этот город каналом с адриатическим портом Чезенатико. Эта работа была более всего по душе Леонардо; он с жаром принялся за нее и настойчиво работал, пока ему не пришлось покинуть Чезену из-за временных военных неудач Цезаря. Позже он работал над составлением плана города Имола (рис. 88).
          Однако служба у Борджиа оказалась непродолжительной; вероятно, Леонардо, склонному к спокойной мыслительной работе, оказалась не по душе полная опасностей и риска жизнь около Цезаря Борджиа. В январе 1503 года папа Александр VI вызвал Цезаря в Рим, а 5 марта Леонардо возвратился во Флоренцию. Повидимому, убедившись в том, что он не найдет в Италии государя или республику, способную осуществить его инженерные проекты, Леонардо снова принялся за живопись.
Рис. 89. Рис. 90. Рис. 91.
Рис. 89.
Битва при Ангиари.
Копия с картона
Леонардо да Винчи,
выполненная Рубенсом.
Париж, Лувр.
 
Рис. 90.
Рисунок из кодекса «О полете птиц».
 
Рис. 91.
Проект крыльев
летательного
аппарата (крылья
«летучей мыши»).
 
          Вскоре по возвращении во Флоренцию он получил заказ от флорентийской Синьории написать на одной из стен нового зала дворца Синьории картину на сюжет битвы при Ангиари между флорентийскими и миланскими войсками, происшедшей в 1440 году — Леонардо, насмотревшийся на службе у Цезаря ужасов войны, изобразил на картоне, представленном на одобрение Синьории, жестокую схватку в борьбе за знамя. В отличие от других художников своего времени, идеализировавших войну и прикрашивавших ее в интересах господствующих классов, Леонардо в картоне «Битва при Ангиари» показал звериный лик войны, чудовищную жестокость, ожесточенные, зверские лица сражающихся, оскаленные морды коней, тоже обезумевших в схватке, и невыносимые страдания поверженных под копыта коней раненых воинов (рис. 89). Великий реалист и глубоко правдивый художник, любовно изображавший мирную жизнь, Леонардо в этой своей работе осудил звериную, бессмысленную жестокость войны. К сожалению, дело ограничилось только картоном. Неудачные эксперименты Леонардо с гипсовой штукатуркой, на которой он хотел писать масляными красками, не позволили ему закончить работу. Краски не держались на стене. Картон впоследствии исчез, и об этой замечательной работе Леонардо мы знаем только по копии, выполненной Рубенсом, да по некоторым предварительным эскизам самого Леонардо. . После неудачи с «Битвой при Ангиари» Леонардо снова обращается к своим инженерным замыслам. Теперь, кроме проблем сооружения канала на реке Арно, его волнует более всего проблема полета. Его не оставляет дерзкая мысль, которую он начал вынашивать еще в Милане: человек может летать! Его работы над теорией полета отразились в трактате «О полете птиц» (рис. 90). Многочисленные рисунки, рассеянные в его записках, изображают различные виды проектированных им летательных машин с крыльями то в виде птичьих, то в виде крыльев летучей мыши (рис. 91). Однако и здесь (так же как и с идеей танка) Леонардо недоставало сильного двигателя, который мог бы привести в движение его модели; без него они оставались мертвыми, ибо человеческих сил было для этого недостаточно. Неудача смелых замыслов Леонардо объясняется крайней слабостью современных ему технических средств. Тем не менее мы не можем не оценить величия его идей.
          
Рис. 92.
Рис. 92.
Мона Лиза (Джоконда).
 
К периоду, когда Леонардо делил свое время между «Битвой при Ангиари» и смелыми замыслами постройки летательных машин, относится и выполнение им самой замечательной из его портретных работ — портрета Моны Лизы дель Джокондо (рис. 92).
          Неизменно отказываясь от всех заказов на картины, посвященные религиозным сюжетам, Леонардо вложил всю свою творческую энергию в портрет Джоконды, стремясь не только отобразить ее живую красоту, но и выявить в портрете многообразную внутреннюю жизнь оригинала. Эта работа была для Леонардо своеобразным научным экспериментом; стремясь расширить границы искусства живописи, которое он считал высочайшим из всех искусств, Леонардо различными способами, прибегая к музыке и различным увеселениям, вызывал на лице Моны Лизы трепетание жизни, которое он переносил на полотно.
          Так было создано изумительное по выразительности произведение, которое удивляло современников и в течение многих столетий сохраняет свою огромную силу воздействия.
          Работа над «Джокондой» не могла обеспечить художнику возможности жить без нужды. Надежды на другие работы не было, и Леонардо вновь направляет свои взоры на Милан, где он так плодотворно работал в течение 18 лет. Он ведет переговоры о возвращении туда. Его принимают с распростертыми объятиями, ибо давно уже французский губернатор Милана Шарль д'Амбуаз, герцог Шомон, мечтал о возвращении создателя «Тайной вечери».
          Связанный договором на завершение «Битвы при Ангиари», Леонардо едет в Милан сначала в трехмесячный отпуск. Лишь много позже, по ходатайству маршала Шомона, флорентийская Синьория не очень охотно освобождает Леонардо от договора. Свободный теперь от обязательств, он остается в Милане, надеясь снова получить возможность спокойно жить здесь и плодотворно трудиться.



          1Вазари. Указ. соч., стр. 165.

Предыдущая глава.

Следующая глава.


Крещение Христа

Эпицилоидальный колесный механизм

Рис. 2



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.