Леонардо да Винчи
 


Второй миланский период.

          В Милане Леонардо снова занимается гидротехникой, проектирует загородную виллу для Шарля д'Амбуаз; снова он погружается в свои научные изыскания, но живописью занимается мало.
          В 1507—1508 годах Леонардо временно возвратился во Флоренцию и прожил там несколько месяцев, устраивая свои дела. Здесь он начал писать двух мадонн для французского короля Людовика XII.
          22 марта 1508 года, начиная новую тетрадь, Леонардо написал, что он приступает в этот день к переписыванию в нее записей из разных бумаг, надеясь привести их рано или поздно в систему. Однако сделать это ему так и не удалось.
          Возвратившись в Милан, Леонардо снова принялся за гидротехнику.
          В течение 1509 года им была осуществлена постройка нового шлюза в системе больших каналов, имевшая целью защитить Милан от весенних паводков. Можно думать, что если бы позднейшие итальянские зодчие учли опыт Леонардо и поддержали его почин, Италия не страдала бы теперь от разрушительных наводнений. В том же 1509 году в Венеции вышла в свет книга Луки Пачиоли «О божественной пропорции» с 60 рисунками Леонардо.
          «В эту зиму 1510 года думаю справиться вполне с анатомией», — записывает он в одной из своих тетрадей и, действительно, со всей своей энергией он принимается за изучение органов человеческого тела, советуясь с известным профессором анатомии в университете Павии — Марко Антонио делла Торре. От этого времени сохранилось множество поразительных по точности анатомических рисунков.

Рис. 93. Рис. 94. Рис. 95. Рис. 95.
Рис. 93.
Св. Анна с Марией и
младенцем. Картина,
написанная Леонардо
да Винчи в Милане
по флорентийскому
картону.
 
Рис. 94.
Леонардо да Винчи(?).
Вакх.
 
Рис. 95.
«Давид» Верроккьо (зеркальное отображение)
и «Вакх» Леонардо да Винчи.
 
          К этому же времени относят создание им картины «Св. Анна с Марией и младенцем» по картону, выполненному в свое время во Флоренции (рис. 93), а также, как считают в настоящее время, и картины «Вакх», изображающей античного бога вина и веселья Вакха — Диониса. Он сидит; в левой руке его тирс и виноградная лоза; правой он указывает в сторону. Считают, что первоначально картина изображала Иоанна крестителя, а языческие атрибуты Вакха были написаны позже, однако дошедшее до нас двустишие флорентийца Антонио Гримальди указывает на то, что Леонардо собственноручно написал «Вакха» (рис. 94).
          В настоящее время может быть выдвинуто совершенно иное объяснение этой загадки. Необходимо отметить, что лицо Вакха очень сходно с лицом бронзовой статуи «Давид»1, выполненной Верроккьо. Если справедливо указание, что моделью для этой статуи послужил юный Леонардо да Винчи, то следует признать, что он же, в более зрелом возрасте, изобразил себя в виде Вакха (рис. 95).
Рис. 96.
Рис. 96.
Эскизы к проекту
конной статуи
Тривульцио.
 
          В таком случае понятна и неясность датировки этой картины, не связанная, повидимому, ни с каким внешним заказом. Вполне естественно, что Леонардо, выступавший в виде Михаи ла архангела на картине Боттичини и в виде Давида, позже написал себя и в виде Вакха.
          Возможно, что на это натолкнул Леонардо известный рассказ Витрувия об античном архитекторе Дейнократе, явившемся примерно в таком же виде к Александру Македонскому.
          В трактате Аверлино мы находим рассказ о том, как еще во времена Франческо Сфорца юный принц Галеаццо Мария Сфорца явился в один прекрасный день в облике бога Аполлона, в котурнах, мантии и с лирой в руках. Этот рассказ свидетельствует о том, что такие переодевания были в обычае при дворе Сфорца. Изменяется и датировка картины Леонардо. Вакху можно дать на вид лет 35; следовательно, картина должна быть отнесена примерно к 1487 году — к периоду светских успехов Леонардо при миланском дворе, а не к 1510 году.
          В 1511 году умер покровитель Леонардо, губернатор Милана Шарль д'Амбуаз. В последующем Леонардо работает над эскизами конной статуи маршала Тривульцио (рис. 96). Многочисленные рисунки его отражают эту работу. Однако и она осталась незаконченной. В 1512 году, под давлением войск «Священной лиги», организованной папой Юлием II, французам пришлось уйти из Милана. Во главе города был поставлен юный сын Лодовико Сфорца Максимилиан. Итальянцы,
          служившие франции, попали в опалу. Леонардо укрывался от гонений на вилле своего ученика Франческо Мельци в Ваприо.
          Вскоре, в 1513 году, умер папа Юлий II и на его место был избран под именем Льва X сын Лоренцо Великолепного — Джованни Медичи.
          Леонардо покинул Милан и в сопровождении своих учеников выехал в Рим, надеясь при дворе нового папы занять достойное положение и найти приложение своим силам. Во Флоренции, по пути в Рим, Леонардо с почетом встретил брат нового папы, Джульяно Медичи, оказывавший ему в дальнейшем всемерную поддержку.


          1Указанием на сходство «Давида» и «Вакха» автор обязан В.Я. Кожевниковой.

Предыдущая глава.

Следующая глава.


Волочильная установка

Автоматический обжиг

Волочильная установка



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.