Леонардо да Винчи
 


Заключение.

          Каково же значение Леонардо да Винчи как архитектора и каков его вклад в развитие мирового зодчества?
          Леонардо не удалось воплотить всех своих грандиозных архитектурно-строительных замыслов в камне. За исключением гидротехнических сооружений в округе Милана ни одно архитектурное произведение и ни одну крупную постройку не связывают с его именем.
          Леонардо так и не написал систематически составленного трактата об архитектуре, который он задумывал. Его рукописи, написанные справа налево в целях зашифровки, после смерти Франческо Мельци долгое время лежали мертвым грузом на чердаке дома его сына Орацио Мельци как рукописи «некоего Леонардо, который умер во Франции 50 лет тому назад». Они лежали до тех пор, пока их не начали растаскивать почуявшие их ценность ловкие люди.
          Поэтому архитектурные идеи Леонардо в отличие от его живописи могли воздействовать только на тех зодчих, которые имели с ним непосредственное общение, как Браманте, Рафаэль, Франческо ди Джорджо Мартини и немногие другие.
          И тем не менее значение творческой мысли Леонардо в области архитектуры огромно.
          Недаром Энгельс, говоря о «титанах» Возрождения, называет его первым и указывает: «Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики...»1.
          Леонардо, настойчиво указывавший, что опыт является основой знания, выступил против средневековой схоластической науки. Леонардо-ученый является предшественником Джордано Бруно, Кеплера, Галилея.
          Леонардо-художник использует искусство как одно из важных средств познания действительности. Придавая большое значение приложению математики и особенно геометрии к искусству, он указывает одновременно, что эти науки распространяются только на изучение количественной стороны явлений, «но не трудятся над качеством-красотой творения природы и украшением мира». Изучая красоту мира, Леонардо всегда стремился к преобразованию природы в интересах человека. Поэтому с юности пытался он овладеть ее силами и заставить их служить человеку. Отсюда возникли его грандиозные, лишь частично осуществленные проекты гидротехнических сооружений. Энгельс указывал:
          «Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников»2.
          Синтетический гений Леонардо стремился сочетать все средства науки и искусства в целях рационального познания мира. Поэтому и в своих живописных работах он выступает как пытливый исследователь, глубоко изучающий и правдиво отображающий действительность. Из глубокого изучения окружавшей его действительности, из самой жизни возникали и те общественные идеи, которые он воплощал в своих картинах, осуждая и клеймя позором измену и предательство в «Тайной вечере» или разоблачая в «Битве при Ангиари» бессмысленную жестокость войны.
          Начавшийся в конце XV века в Италии экономический кризис, ослабивший могущество буржуазии, привел к усилению позиций феодальной реакции, наступление которой не позволило Леонардо полностью осуществить стремление служить своему народу всей силой своего гения, не позволило осуществить его грандиозные инженерные, архитектурные и градостроительные замыслы. Однако самые эти замыслы свидетельствуют о величии Леонардо как зодчего.
          Более того, только оценивая то, чего не смог осуществить Леонардо в условиях своего времени, мы может понять величие его могучего творческого духа, предвидевшего многое, что только ' теперь, в наше время, получает реальное осуществление.
          Яркое проявление получил всеобъемлющий гений Леонардо в области градостроительства. Отправляясь от достижений своих предшественников, он смело выдвинул новые градостроительные идеи. В итоге всех градостроительных предложений Леонардо вырисовывается образ свободно развивающегося открытого города, в котором предусмотрены меры городского благоустройства, в планировке которого воплощена забота о здоровой и радостной жизни человека.
          Советским архитекторам особенно близки и понятны гениальные градостроительные замыслы Леонардо, ибо градостроительный принцип лежит у нас в основе всего архитектурного творчества.
          В теснейшей связи с работами Леонардо в области градостроительства стоят и его работы над созданием новых гармоничных уравновешенных форм центрических купольных зданий, в отличие от готической архитектуры не подавляющих и не принижающих, но возвышающих человека.
          развивая традиции, заложенные его предшественниками, Леонардо пошел далеко вперед в стремлении создать «здание, обозримое со всех сторон».
          Возвышаясь над рядовой застройкой, центрическое, равно обозримое со всех сторон здание способствует также созданию «силуэта города», и в его формах не может не выражаться большое идейно-художественное содержание. Подобное здание требует устройства в городе больших площадей и обширных перспектив.
          Развивая свои композиции, Леонардо быстро преодолевает ограниченность мышления своих предшественников и вынашивает могучие образы грандиозных центрических купольных зданий, способных стать пространственно-организующим ядром огромного города.
          В процессе своих исканий он очищает архитектурные формы от всех пережитков средневековья и настойчиво двигает архитектурную мысль своего времени, способствуя переходу от раннего Возрождения к периоду зрелости — высокому Возрождению.
          развивая и подчеркивая в культовой архитектуре светские начала, Леонардо и его современник и друг Браманте внесли неоценимый вклад в развитие мирового зодчества, несмотря на то, что их усилия были в то время тщетными и прогрессивное развитие зодчества надолго было задержано наступлением феодально-католической реакции.
          Нашим архитекторам, возводящим в столице Советского Союза Москве высотные здания, являющиеся организующими центрами целых районов города и создающие новый силуэт столицы, особенно близки и понятны творческие опыты великого итальянского зодчего.
          Леонардо-архитектор, сочетавший художественное творчество с изобретением новых конструктивных форм и гениальными экспериментами по исследованию прочности и устойчивости конструктивных элементов и систем, вдохновляет нашу конструкторскую и исследовательскую мысль на новые смелые искания, ибо в наших условиях всякая, даже самая смелая мысль получает осуществление.
          работая над созданием проектов гигантских гидротехнических сооружений, служащих одной из основ сталинского плана преобразования природы нашей страны, мы с большим вниманием и интересом обращаемся к творческому опыту и замыслам того, кто за пять веков до нас настойчиво работал над преобразованием природы своей страны и, используя воды Адды, заложил в свое время основы благосостояния округи Милана.
          Советский народ, как и все прогрессивное человечество, ценит Леонардо да Винчи, как великого гуманиста, участвовавшего своим творчеством в борьбе за освобождение человека от уз феодализма, как гениального художника, зодчего и мыслителя, как одного из величайших деятелей мировой культуры.


          1Ф. Энгельс. Диалектика природы. М. 1950, стр. 4.
          2Там же.

Предыдущая глава.

Следующая глава.


2

Кошка

Лошадь



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.