Леонардо да Винчи
 


Меценаты

4gВ Европе эпохи Возрождения существовала сложивша­яся система меценатства. Художники, как правило, ра­ботали при дворах сильных мира сего, от которых полу­чали заказы. Во времена Леонардо во Флоренции таким «корпоративным» меценатом являлось могуществен­ное семейство Медичи, покровительствовавшее — в лице различных своих членов — многим живопис­цам. Но Леонардо с этим семейством не слишком по­везло. Гораздо более плодотворные отношения у него сложились с конкурентами Медичи — кланом Сфорца. Именно герцогу Миланскому Лодовико Сфорца он служил верой и правдой долгие годы. Кроме того, Легорода, получившего из-за своей смуглой кожи прозви­ще «Моро» (то есть «Мавр»).

Здесь Леонардо провел почти двадцать лет. Из пись­ма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространенной в те времена практикой. Поражает другое — невероят­ный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим «закрытые по­возки, безопасные и неприступные» (прообраз совре­менных танков) и многозарядное огнестрельное ору­дие на вращающейся турели (прообраз пулемета).

Но технические проекты Леонардо слишком опере­жали свое время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомни­тельные, по его мнению, эксперименты. Однако он онардо выполнил ряд архитектур­ных и инженер­ных проектов для знаменитого Чеза-ре Борджиа. Но особенно удачны­ми в этом смысле оказались послед­ние годы великого итальянца, когда он принял пред­ложение короля Франции Франци­ска I и стал его «первым живопис­цем, инженером и архитектором».


Изучение крыла

Рис. 60.

Рис. 7.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.