Леонардо да Винчи
 


Картины. Страница 1

 1  |  2  |  3  |  4  |  5

Благовещение
Ок. 1472
104х217см
8
Галерея Уффици, Флоренция

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображен архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса.

Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве. Впрочем, блистательная техника и любовное отношение к деталям достаточно уверенно указывают на руку Леонардо.

Крылья архангела точно имитируют крылья настоящей птицы, и в этом проявилась научная зоркость Леонардо, характерная для художника на протяжении всей его карьеры.
На переднем плане изображен цветочный ковер, каждый цветок которого любовно и старательно прописан.
Платье Девы иллюстрирует способ, изобретенный Леонардо для изображения тяжелых складок. Его биограф Джорджо Вазари писал, что Леонардо «иногда делал глиняные модели фигур и драпировал их смоченными в гипсе тканями. Когда складки застывали, он зарисовывал их».
Вдали видны утопающие в легкой голубой дымке море и горы, точно передающие все мельчайшие изменения оттенков цвета в атмосфере.


Дама с горностаем
1489-1490
53x39 см
11
Музей Чарторыйских, Краков

Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия Галлерани, одна из любовниц герцога Лодо-вико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Подобный прием был весьма распространен среди художников эпохи Ренессанса. О том, что Леонардо написал портрет Цецилии, мы знаем из поэмы придворного поэта Бернардино Беллинчио- ни (умер в 1492) и из письма самой Цецилии, датированного 1498 годом. Она пишет, что запечатлена на картине «совсем незрелой». Цецилия, родившаяся около 1465 года, уже в юном возрасте прославилась своими умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества. Стоит упомянуть и достигнутую в портрете гармонию жеста и позы. Голова Цецилии повернута так, словно она разговаривает с невидимым собеседником, но при этом вся ее поза сохраняет достоинство и благородство.

Длинные пальцы Цецилии, придерживающие зверька, выражают чувственность и аристократическую грацию девушки.
Глаза Цецилии слегка скошены в сторону так, будто она только что повернула голову, чтобы взглянуть на стоящего рядом человека. Леонардо называл глаза «зеркалом души».
Горностай изображен живым и сообразительным зверьком. Из-за своего белоснежного меха, которым подбивали королевские мантии, горностай считался символом чистоты.
Чуть уловимая улыбка играет на губах Цецилии. Леонардо был убежден, что для передачи внутреннего состояния необязательно изображать сильные эмоции — иногда гораздо лучше лишь намекнуть на них.


Тайная вечеря
1495-1498
460 х 880 см
13
Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана ему для трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие близ Милана, где и сохранилась до наших дней. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его, и поставил себе задачей изобразить различие реакций апостолов на эти слова. С нею Леонардо блистательно справился. Художник работал медленно-поэтому он отказался от принятой техники настенной росписи (по влажной штукатурке), предложив экспериментальный способ. Суть его заключалась в нанесении изображения на сухую штукатурку, исполняющую роль загрунтованной доски. В результате краска стала осыпаться еще при жизни Леонардо, а спустя несколько десятилетий Вазари описывал «Тайную вечерю» как «беспорядочный набор пятен». Неоднократно предпринимались попытки восстановить фреску, но все они принесли больше вреда, чем пользы. Впрочем, даже то, что осталось от нее, продолжает производить величественное впечатление.

Сидящие на правом краю стола св. Матфей, св. Иуда (Фаддей) и св. Симон, полные недоумения, страстно жестикулируют.
Св. Иаков Старший (пятый справа) удивленно разводит руками. Сидящий рядом с ним св. Филипп прижимает к груди кулаки, выражая свою любовь и невинность.
Св. Петр (пятый слева) порывисто наклонился вперед, а Иуда, сидящий перед ним, лицемерно отвернулся.
Величественная фигура Христа, смиренно распростершего руки, являет собой островок спокойствия среди моря бушующих вокруг страстей.


Мадонна в гроте
1495-1508
190 х 120 см
17
Национальная галерея, Лондон

Это одна из самых загадочных картин в наследии Леонардо. Существует еще одна версия картины (справа вверху) - она находится в Лувре. Кажется очень странным то, что Леонардо, крайне редко вообще заканчивавший свои работы, мог написать два варианта одной картины. Авторство Леонардо между тем в обоих случаях подтверждается многочисленными документами. В 1483 году художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его - это и есть «Мадонна в гроте», выставленная в Лувре. Приблизительно с 1495 по 1508 годы Леонардо был вовлечен в судебное разбирательство по поводу оплаты работы. В 1506 году он согласился закончить работу в течение двух лет, и окончательный расчет за нее произвели в 1508 году. Эта история имеет отношение к картине, выставленной в Национальной галерее, хотя остается непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать ее. Некоторые участки варианта, выставленного в Национальной галерее, скорее всего, написаны учениками, но самые важные элементы (такие, как голова Мадонны и ангел) настолько великолепны, что их автором мог быть только Леонардо.

Глубокие тени под глазами, носом, губами и на левой щеке Мадонны делают ее образ удивительно объемным.
Странные каменные образования формируют загадочную атмосфе ру, столь любимую Леонардо. В записных книжках художника есть описания того, как, стоя перед входом в пещеру, он чувствовал одновременно «страх перед непроглядной тьмой и желание заглянуть в ее таинственную глубину».
На заднем плане тяжелые силуэты скал контрастируют с уходящими вдаль, покрытыми дымкой далекими очертаниями гор.
Волосы ангела демонстрируют высочайшую технику письма Леонардо. Свет, падающий на вьющиеся локоны, превращает их в переплетения золотых нитей.

1  |  2  |  3  |  4  |  5 




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.