Леонардо да Винчи
 


Картины. Страница 2

1  |  2  |  3  |  4  |  5  

Мона Лиза (Джоконда)
1503-1510
19
Лувр, Париж, Франция

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта - потемневшая, покрытая трещинами и налетом въевшейся в поверхность многовековой пыли, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» - величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-06 годами, однако некоторые исследователи относят ее к 1514 году.

Ее глаза
Темные глаза Мона Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затененных век. По эмоциональному выражению Вазари, «ее брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее». Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведенных реставраций.
Ее улыбка
Выражение «улыбка Мона Лизы» давно стало нарицательными. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях. Улыбка Мона Лизы слегка асимметрична, что и делает ее такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и прием сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краски и лак становятся ломкими.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за ее спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую на рубеже XV—XVI веков манеру изображать умиротворенные пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портрет более естественным. Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Мотив узелка
Вышивка, украшающая вырез платья Мона Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vin-colare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.


Мадонна Дрейфус
Ок. 1470
madonna
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США 

Картина приписывается одними исследователями Леонардо, другими - Лоренцо ди Креди. Действительно, в Дрездене находится подготовительный рисунок одеяния Мадонны, автором которого считается Лоренцо ди Креди. Маленькая картина, где изображение Мадонны и пейзажа отличается величайшим художественным качством, может происходить от оригинала Леонардо.


Мадонна с гвоздикой
Ок. 1472
madonna_gvozdika
Мюнхен

Только относительно недавно эта картина была с уверенностью приписана Леонардо. Атрибуция основывается на соображениях технического характера (тот же тип кракелюра, что и в иных работах Леонардо) и принимается близость с другими работами художника этого периода, как то Благовещение из Уффици: очень схожи головы Мадонн и изображения драпировок.


Крещение Христа
1473-1478
Крещение Христа

Произведение, вышедшее из мастерской Андреа дель Верроккьо, выполнено при участии Леонардо и дрйгих учеников. Ангел слева и пейзаж над головами ангелов написаны Леонардо, который, по оценке Вазари, превзошел здесь учителя и заставил Верроккьо пережить творческий кризис, так что тот хотел даже навсегда оставить занятия живописью.



Женский портрет
Ок. 1473-1475
Женский портрет
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

В облике молодой женщины (речь идет о портрете Джиневры деи Бенчи) ощущается её юный возраст. Документальные свидетельства рассказывают о её замужестве в возрасте семнадцати лет. Поэтому можно предположить, что портрет был написан в 1474 году именно по этому случаю. а оборотной стороне увртины изображен картуш с девизом "Virtutem form a decorat", окруженный веткой можжевельника.

1  |  2  |  3  |  4  |  5




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.