Леонардо да Винчи
 


Примечания к "Жизнеописанию Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора" Джорджо Вазари

    Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. 
     
     Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. 
     
     Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию. Леонардо был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.

    Живописные работы. Первый флорентийский период: Ангел на "Крещении" Верроккио (Уффици); "Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена, подготовительные рисунки пером в Уффици и Лувре); женский портрет (может быть, Джиневры д'Америго Бенчи, Вена, галерея Лихтенштейн); "Мадонна Бенуа" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Св. Иероним" (Ватикан, галерея).

    Первый миланский период: "Мадонна в гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр и Лондон, Национальная галерея); "Мадонна Литта" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); фреска "Тайная вечеря" (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки - в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре, Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы с горностаем (Цецилии Галерани, Краков, музей); так называемая "Belle FerroniKre" (Лувр); портреты женщины в профиль и музыканта в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал портрет Изабеллы д'Эсте (теперь в Лувре). Второй флорентийский период: портрет Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр); рисунки для "Св. Анны втроем" и для "Битвы при Ангиари" в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште, Венеции. Второй миланский период: "Св. Анна втроем" и "Иоанн Креститель" (обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников "Флора, Вакх, две Леды". Приписываются: два "Благовещения" (Уффици и Лувр), "Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.

    Скульптурные работы не сохранились; остались рисунки и статуэтки (лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель которой была разрушена в Милане в 1499 г., и другой, также неосуществленной, статуи маршала Тривульцио.

    Архитектурные и градостроительные проекты и рисунки (центрально-купольные постройки, планировка городов, купола Миланского собора, собора в Павии и др.) сохранились в собрании рисунков в Виндзоре, в так называемом Атлантическом кодексе, хранящемся в миланской библиотеке Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.

    1) Леонардо был принят в боттегу Верроккио в 1469 г.
    2) Голова женщины не сохранилась.
    3) Архитектурой серьезно Леонардо начал заниматься позднее: его архитектурные проекты и рисунки относятся к миланскому и второму флорентийскому периоду его творчества.
    4) Голова старика, о которой говорит Вазари, хранится в венской Альбертине (считается поступившим из Книги Вазари портретом Савонаролы; на обороте изображение пяти орлов). Рисунки гидравлических машин - главным образом в Атлантическом кодексе.
    5) "Академия Леонардо да Винчи". Рисунок сохранился. Академией был назван кружок друзей Леонардо.
    6) Рисунок не сохранился.
    7) Ботанические рисунки сохранились главным образом в Виндзоре, астрономические в Атлантическом кодексе.
    8) См. об этом также биографию Верроккио в т. II Жизнеописаний. На картине, находящейся в Уффици, Леонардо написал ангела и фон с ландшафтом.
    9) Картон не сохранился.
    10) Работа не сохранилась.
    11) Работа не сохранилась.
    12) Работа не сохранилась. В Виндзоре есть рисунок с наброском Нептуна.
    13)

Дал нам Нептуна Гомер, дал его нам и Виргилий,
Как по ревущим волнам гонит он коней своих;
Только и тот, и другой его дали для помыслов наших,
Винчи же дал для очей, - этим он тех превзошел.

Перевод А. Эфроса

    14) "Медуза" не сохранилась. 
    15) Ангел не сохранился. Копия - в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.
    16) Многочисленные рисунки такого рода хранятся в лондонском собрании Купера, в Художественном институте Детройта и в Венецианской академии.
    17) Портреты не сохранились (эскизом портрета Скарамуччи считается один из рисунков Леонардо в Оксфорде).
    18) "Поклонение волхвов", заказанное монахами Сан Донато а Скопето в 1481 г., осталось незаконченным (теперь оно в Уффици). Многочисленные эскизы в Уффици, Лувре, Британском музее.
    19) Леонардо отправился в Милан в первый раз в 1482 г.
    20) "Рождество" не сохранилось.
    21) Знаменитая "Тайная вечеря", написанная между 1495 и 1497 гг., сильно пострадала от времени и чудом была спасена от окончательной гибели во время второй мировой войны: в разрушенном бомбардировками монастыре стена с работой Леонардо сохранилась. Многочисленные, относящиеся к ней рисунки, эскизы и наброски хранятся в Виндзорском собрании и в Венецианской академии.
    22) Рассказ Вазари малодостоверен.
    23) Речь идет о короле Людовике XII, который был в Милане в 1499 г.
    24) Распятие было написано в 1495 г. живописцем Джован Донато из Монторфано. Портреты герцога Лодовико и его семьи не сохранились.
    25) Над конным памятником Франческо Сфорца Леонардо работал в 1482-1493 гг. Его большая глиняная модель была разрушена солдатами короля Людовика XII в 1499 г. В Виндзорском собрании и Атлантическом кодексе сохранились рисунки и наброски статуи.
    26) Восковая модель идентифицируется с бронзовой статуэткой, хранящейся в Будапештском музее изобразительных искусств.
    27, 28) Анатомические рисунки Леонардо сосредоточены главным образом в Виндзорском собрании.
    29) Мельци Франческо (1493-1570) - живописец, ученик Леонардо, сопровождал его во Францию и после смерти учителя перевез в Италию завещанные ему рукописи и книги Леонардо. Ему приписываются "Леда" в римской галерее Боргезе, "Иоанн Креститель" в Лувре и женский портрет (так называемая "Коломбина") в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга. Некоторые сведения о Леонардо Вазари получил от Мельци, с которым имел свидание в 1566 г.
   30) Французский король (Франциск I) вступил со своим войском в Милан в 1515 г. "Лев" Леонардо не сохранился.
   31) Салаи (Салаино) Андреа (ок. 1480-1524) - живописец, ученик Леонардо. Ему приписываются алтарный образ с Петром и Павлом в миланской галерее Брера и копии с работ учителя ("Вакх", "Леда", "Иоанн Креститель", "Св. Анна", "Мадонна" в Будапештском музее изобразительных искусств).
   32) Леонардо приехал вторично во Флоренцию в 1500 г., а в 1501 г. картон со св. Анной, Богоматерью и Христом был уже готов. Образ со св. Анной втроем, написанный позднее, находится теперь в Лувре, картон - в Лондонской Национальной галерее, эскизы - в Лувре, Британском музее, Венецианской академии.
   33) Если портрет Джиневры Бенчи идентифицировать с женским портретом, хранящимся в венской галерее Лихтенштейн, придется признать, что он написан Леонардо во время первого его пребывания во Флоренции (Джиневра вышла замуж за Луиджи Никколини в 1477 г.).
   34) Речь идет о знаменитой "Джоконде", находящейся теперь в Лувре.
   35) См. их биографии, в частности в "Жизнеописаниях" биографию Кронаки.
   36) "История про Никколо Пиччинино" именуется обычно "Битвой при Ангиари" (происходившей в 1440 г.). От замысла Леонардо (ни картон, ни работа маслом не сохранились) осталось лишь некоторое количество набросков и рисунков, находящихся теперь в Британском музее, Венецианской академии, флорентийском собрании Хорн, в будапештском Музее изобразительных искусств.
   37) Обе картины не сохранились.
   38) Леонардо уехал во Францию в конце 1516 г.
   39) Образ со св. Анной, Богоматерью и Христом, написанный еще в Милане, находится теперь в Лувре.
   40) Леонардо умер 2 мая 1519 года, 67 лет.
   41) Скульптурные работы Леонардо не сохранились (кроме статуэток всадников - подготовительных работ для конных памятников герцогу Сфорца и маршалу Тривульцио). О сохранившихся бронзовых фигурах см. биографию Рустичи в т. V "Жизнеописаний".
   42) Больтраффио (Бельтраффио) Джованни Антонио (1467-1516) - живописец, ученик Леонардо. Ему приписываются Мадонны в Лондонской Национальной галерее, в Будапештском музее, в миланской галерее Брера, в Лувре (названная Вазари так называемая "Мадонна Казио"), также портреты (в частности, приписываемые и Леонардо "Belle FerroniKre" в Лувре и "Дама с горностаем" в Кракове). Рисунки - в Лувре, Уффици, Оксфорде, Милане (в Амброзиане). 
   43) Уджони (Оджоно) Марко (1475-1549) - живописец, ученик Леонардо. Ему принадлежит находящаяся в Лувре лучшая из существующих копий "Тайной вечери". Самостоятельные работы: Мадонны в Лувре, миланской Амброзиане и упомянутые Вазари фрески, перенесенные из церкви Санта Мариа делла Паче в миланскую галерею Брера. Рисунки - в Венецианской академии, миланской Амброзиане, лондонском Музее Виктории и Альберта.    


пушечные ядра

Домкратный винт

Катапульты и арбалеты



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.